История рюкзака 

Любимое всеми путешественниками слово появилось в России сравнительно недавно. Словарь утверждает, что заимствовано оно из немецкого языка в 17 веке. В Германии мешок или куль (Sack) практичные немцы подвязывали лямками и носили на спине (Rücken). Отсюда и Rucksack.

Самый первый вариант рюкзака был найден в 1991 году в Тирольских Альпах на леднике Симилаун было обнаружено вмерзшее в лед тело древнего человека, жившего, как выяснилось, около 5300 лет назад, а вместе с ним рюкзак каркасной конструкции — самый древний из дошедших до наших дней. Он представлял собой мешок из кожи, укрепленный на U-образной раме из прута орешника и двух досок лиственницы.

Уже с давних времен рюкзаки получили широкое применение. С рюкзаком за плечами странствовал Иисус Христос, Будда, Лао-Цзы и еще множество менее просветленных путешественников. Рюкзаки входили в военную форму римских легионеров, средневековых рыцарей-тамплиеров и даже индейских воинов доколумбовой Америки.

В более поздние времена рюкзаки взяли на вооружение практически все армии мира, и именно военные сделали рюкзаки такими, какими мы знаем их сегодня. Вместо кожи и дерева рюкзаки начали делать из парусины и стали, а затем из капрона и алюминия.

В 1886 году полковник американской армии Генри Клей Мерриам сделал попытку апгрейда солдатского брезентового ранца: он снабдил его дополнительными опорами на пояс, которые должны были разгрузить плечи солдат, распределив вес по бедрам и пояснице. Изобретение поступило в армию штата Нью-Йорк в 1890-х годах, однако американские военные сочли его слишком громоздким и неудобным. Тем не менее, это первая попытка снабдить рюкзак поясным ремнем.

В 1909 году норвежец Оле Берган запатентовал ноу-хау – анатомическое крепление для рюкзака. Легенда гласит, что на изобретение его вдохновила боль в спине во время охоты от неудобной поклажи. Металлический каркас, повторяющий форму тела, породил все современные рюкзаки. Изначально Берган делал рюкзаки из кожи, затем перешел на холст. Со временем эти материалы были заменены на более легкий алюминий и капрон.

В начале 20-века военные рюкзаки начали активно использоваться и вовсе не военными людьми: альпинистами, спортсменами и просто всевозможными туристами-путешественниками.

В СССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале 30-х годов. С разными незначительными изменениями такие бесформенные мешки (в народе называемые «колобки») дожили до наших дней, постепенно перейдя из разряда альпинистских в категорию "для дачи".

Затем появился знаменитый «абалаковский» рюкзак для спортивных походов и восхождений, который альпинисты между собой именовали «зелёным другом». Назван он по фамилии своего создателя (кого-то из братьев Абалаковых: то ли Евгения, то ли Виталия). Версии авторства разные, но оба брата были известными альпинистами.

В 60-70-е годы XX века в СССР выпускались «так называемые» абалаковские рюкзаки, потому что к настоящим не имели никакого отношения.

Следующая легендарная модель носила имя Аркадия Ярова, это был уже вполне современный рюкзак с боковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня. «Яровские» рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их был изображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принято отпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку — это называлось «отправить медведя в ссылку».

Производился отечественной промышленностью и станковый рюкзак «Ермак». Он имел поясной ремень и каркас из алюминиевых труб. По статистике несчастных случаев «Ермак» повинен не в одном сломанном шейном позвонке — такова цена не слишком удачной конструкции: при падении туристы имели все шансы удариться затылком о верхнюю перекладину каркаса.

Все эти модели не могли удовлетворить запросы отечественных путешественников и спортсменов, поэтому в 70-80-х годах появилось множество самодельных рюкзаков самых разнообразных конструкций. В начале 90-х появились кооперативы по производству снаряжения, куда подались те, кто раньше шил рюкзаки на заказ. Довольно быстро некоторые из этих кооперативов превратились в уважаемые фирмы, продукцию которых мы можем сегодня видеть в магазинах.

В 1924 году охотник и альпинист Ллойд Ф. Нельсон запатентовал рюкзак каркасного типа, назвав его «Охотник Нельсон». Идею он позаимствовал у индейцев Аляски: оказавшись с ними в походе, он увидел их традиционный мешок из шкуры тюленей, натянутый на палки ивы.
По приезду домой Нельсон самостоятельно изготовил несколько холщовых мешков с вшитой деревянной доской, позволив ей плотно прилегать к спине, но, в то же время, максимально изолировать переносимый груз и не давать ему втыкаться в спину жесткими углами. Кроме того, он нашил клапан с завязками над отверстием рюкзака, что позволило надежно фиксировать переносимый груз даже при переполненном рюкзаке.
Ничего принципиально нового в этом не было, но Нельсон провёл активную рекламу и запустил массовую продажу. В итоге «Охотник Нельсон» стал трендом у американских туристов, спортсменов и пожарных, а затем поступил на вооружение армии США, получив второе название Alaskan Packboard.

Нельсона можно считать «дедушкой» современного рюкзака, а вот «отцом» стал Дик Келти.
Что же такого сделал Дик Келти, и за что его называют изобретателем рюкзака? В начале 50-х годов плотник и путешественник-любитель с семьей жил в местечке Глендэйл в Южной Калифорнии. Он очень любил пешие походы и исходил вдоль и поперек все окрестные леса и холмы. В то время не существовало специальных магазинов, продающих товары для туристов, поэтому любители путешествий могли полагаться только на магазины, реализующие лишнюю или устаревшую экипировку с военных складов. А там продавались военные мешки на деревянной П-образной раме. Назвать их удобными было нельзя.
Во время одного из походов в 1951 году Дик Келти и его друг Клей Шерман случайно поместили концы рамы в задние карманы своих брюк. Каково же было их удивление, когда они поняли, насколько это удобно, ведь вес распределился со спины на бедра. Вернувшись из похода, Келти смастерил себе удобный рюкзак: сделал деревянную раму и пришил к ней ремень с креплением на бедрах, но не остановился на достигнутом и продолжал улучшать и дорабатывать конструкцию.
Следующим его шагом стала замена деревянной рамы на алюминиевую, что сделало конструкцию одновременно крепче и легче, а для самого рюкзака он взял прочный и влагоустойчивый нейлон. Сейчас подобная конструкция получила широкое распространение и называется «каркасной». Ноу-хау стала и прямоугольная алюминиевая вставка, позволяющая спине дышать, и то, что каркас отчасти был спрятан в мешке, и молнии на карманах. При этом Келти не патентовал изобретение, сказав жене: «Человек таскает на спине вещи испокон веков, в рюкзаке нет ничего нового».