Что нужно/можно знать школьнику об исследовательской деятельности
Что такое исследовательская деятельность (ИД)? - поиск НОВОГО, еще не известного науке. (Не путать с открытиями «для себя».) Это может быть объект, новая информация, новый, меняющий прежние представления, взгляд на известное — та «ступенька», на которую смогут опереться следующие исследователи.
Самый доступный для школьников вид ИД — это поиск артефактов.
Главное значение ИД: она пронизывает любые области знания. Принципы, правила ИД применимы в любой области знаний, являются фундаментальными (да-да, от слова «фундамент», без которого надежного дома не построить! ).
Всякий ли может стать исследователем? - Всякий, обладающий определенным набором качеств (которые поддаются развитию при желании).
Качества, необходимые исследователю:
правильная мотивация: бескорыстная любознательность (а не погоня за местами, призами),
нестандартность, незашоренность мышления,
понимание имеющейся информации (умение видеть суть),
терпение: имеется изначальный страх неизвестного (разум восполняет белые пятна навешиванием ярлыков) – нужно иметь полочку в голове с «?»,
осведомленность в выбранной области (контакт со специалистами),
интуиция (основанная на некоторой базовой информации).
Исследовательский (научный) подход:
принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения
принцип «бритвы Оккама»: не следует увеличивать число сущностей без необходимости (принцип необходимости и достаточности)
обращение к первоисточнику
принцип честности: не дурачить самих себя
«из общих соображений» - стремление найти суть явления
любое научное утверждение должно быть доказано
принцип логичности: любое научное утверждение должно дополняться соображениями о том, каким образом выполняется утверждение («Мифы минувшего века» Сергей Арктурович Язев, кандидат физико-математических наук - http://elementy.ru/lib/430627)
Необходимые черты исследовательской работы:
поиск нового, еще не известного,
доступное для изучения,
узость (конкретность) темы. («К вопросу о...»)
правильное представление своей работы.
Ну, и уж если совсем серьезно этим заняться, то понадобятся и следующие технические подробности.
Оформление исследовательской работы:
Титульный лист: название работы, данные автора, руководитель
Оглавление
Цель, задачи, методы
Предисловие (общее описание ситуации создания, находки)
Общее описание работы. Историография (кто работал в этой области, его результаты)
Подробное описание объекта
Итоги: выводы, аналогии
Список литературы
Список иллюстраций
Достойные — дерзайте!