Музыкальный клуб "Обертон"

Объявление

Добро пожаловать на форум музыкального клуба "Обертон"!


Приглашаем в наши группы Вконтакте Мега-клуб и Обертон



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О культуре

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

В пт., 3 октября, в 19.30 я буду докладывать о взглядах философов разных времен на культуру.  Это будет в библиотеке 14-на (к. 1462).
Нужна ли нам культура сейчас? Если да, то какая? Можно ли что-то почерпнуть из прошлого?.. Жду заинтересованных людей.

0

2

Культура - способ выживания?

Кто по-наблюдательней, возможно, заметил, что мир вокруг нас довольно быстро меняется. Для некоторых эти изменения незаметны (тем вернее они влияют). Для тех же, кто предпочитает превентивные меры, предлагаю, для начала, задуматься о смысле заголовка этой заметки...

Итак, мои лекции по трансформации идеи культуры состоялись.
Вывод таков, что люди так и не пришли к более или менее удовлетворительному определению понятия культуры. Так чем же мы занимаемся?!. И надо ли?
Надо - если хотим выжить. Таков взгляд известного наиболее продвинутым из нас Сергея Владимировича на проблему с предложением своего определения.

Кому сильно лениво слушать все лекции - можно начать с отметки 1.30 второй лекции - http://zelsv.ru/ - Трансформация идеи культуры (после Маркса). (Если возникнут вопросы - вернуться к более ранним рассуждениям.)

Поскольку времени на обсуждение именно этого определения не хватило, приглашаю к живому обсуждению...

Отредактировано Ivga (16-10-2014 13:51:58)

0

3

Готовимся к лекции о значении зеркальных нейронов (ЗН) для человека.

"Наша генетическая эволюция завершилась, и при этом началась гораздо более быстрая форма эволюции, основанная на культуре.

Благодаря усиленному развитию системы ЗН, эволюция фактически сделала культуру новым геномом.

Культура стала новым источником эволюционного влияния, которое помогало отбирать «мозги», имевшие лучшие системы ЗН и, соответственно, связанное с ними подражательное обучение." (В.Рамачандран, нейробиолог)

0

4

О культуре... шимпанзе

До последнего времени мы говорили, что единственное отличие человека от обезьяны - это наличие мифологического сознания. Т.е., религии.
И вот последний бастион, которым хоть как-то можно было прикрыться, похоже, пал.
У шимпанзе, вроде как, обнаружили зачатки культового поведения...

Читайте сами:

http://www.infox.ru/science/animal/2012 … hli_.phtml ,

http://www.infox.ru/science/animal/2016 … itua.phtml ,

кто может по-аглицки и фотки - http://www.nature.com/articles/srep22219/figures/2 ,

http://lenta.ru/news/2016/03/06/religion

А если совместить эту информацию и исследования психологов про нашу "систему 2" (http://oberton.2bb.ru/viewtopic.php?id=1006#p6259) , да наши диспуты про личность...

Неумолимо складывается картинка, что без какого-то напряжения человеческого уровня просто не достичь. Хотя, не просто. Если не напрягаться, наоборот, нас ждет неизбежная деградация.
И она уже в том, что некоторые на эти размышления отвечают: "Ну и что? А мне и так хорошо..."

0

5

В.Смирнов о культуре:

Отношения между людьми в их особенности состоят из определенных стереотипов поведения, навыков общения, моральных норм, соответственно ценностей, представлений о прекрасном и т.д. Следовательно, это культура.

Культура, это не просто тип отношения между людьми, но тип устойчивый, т.е. не возникающий от случая к случаю, а сохраняющий себя поколение за поколением. Но раз так, то культуре нужны механизмы закрепления и трансляции.

Такими механизмами являются продукты культуры или произведения культуры. Литературные произведения, музыкальные, картины и скульптуры, эпические повествования народного творчества и орнаменты на одежде и вещах – все это произведения культуры. Они закрепляют и транслируют определенный тип отношений. Художник, создавая произведение культуры, именно «разговаривает» с людьми, и насколько общезначим этот «разговор», настолько талантлив и даже гениален художник.

Как следствие, в принципе не может быть человеческого общества, человека вне культуры. Нет общностей и без продуктов культуры, поскольку культура не может существовать и сохраняться без них. Даже у маргинальных субкультур они есть. Например, блатная «Мурка» и многое другое, транслирующее эту субкультуру.

0

6

Из статьи В.Смирнова "За горизонтами постмодерна":

2014-08-07

...превращение культурного производства в капиталистическое производство культурных артефактов привело к ряду любопытных следствий, таких как утрата цельности культурно-символической сферы, оторванность ее от традиции и того, что Вебер назвал «интересом эпохи», и главным среди них стала шизофренизация культуры и, как аспект такой шизоидности, выпадение ее из истории.

Для того, чтобы разъяснить эту мысль, я обращусь к лакановскому представлению о шизофрении, как о разрыве темпоральности, или в рамках структуралистского дискурса – разрыве между означающими. Согласно стуктуралистским представлениям Ж.Лакана опыт темпоральности, т.е. бытия во времени, переживания того, что «было, «есть» и «будет», есть функция языка, где присутствуют и формы прошлого и будущего, а предложение развернуто во времени. Шизофреник, по мнению Ж.Лакана, не в состоянии использовать эти конструкции языка, а поэтому всегда переживает моменты настоящего, никак не связанного с прошлым и не имеющего будущего. Соответственно, он не в состоянии построить собственную личность, ибо личность существует во времени, разворачивается из прошлого в будущее как некий план.

Подобной шизоидностью, по мнению Ф. Джеймисона, поражена вся современная культура, что подтверждается особенностями шизоидного восприятия, обнаруживаемыми в культурных артефактах эпохи. Локановский шизофренник, не ведающий прошлого и будущего и обреченный постоянно переживать настоящее, ощущает его болезненно интенсивно и ярко. Вот эта болезненная интенсивность переживания настоящего в условиях удручающей антитемпоральности (антиисторичности) и подмечена философом при анализе им произведений литературы, искусства и архитектуры.

0