Экспедиция в бассейн реки Псынако (Пшенахо) 2016 г.
Участники:
Степченков Владимир
Попова Валентина
Мелянчук Мария
Зипунов Андрей
Сергеева Полина
Икорский Никита
От этой экспедиции осталась замечательная творческая работа, выполненная на месте Андреем Зипуновым, и некоторые фотографии...
Кавказ глазами драматурга
Эссе
Зипунов Андрей
Хлеб для драматурга - это конфликт, и его приходится искать, где угодно. А Кавказские горы с точки зрения творца - это кладезь всякого рода конфликтов.
В первую очередь, это касается внешнего конфликта между животными. Мышку пожирает шакал, шакала съедает более крупное и сильное животное. Каждый хочет жить, и каждый хочет есть. Чтобы жил один, должен быть съеден другой. Но мало кто хочет быть съеденным и, по возможности, каждый борется за себя. В этом драматизация конфликта.
И растение конфликтует с любыми элементами, способными его уничтожить. Условному каштану или мяте приходится нелегко, когда их топчет условный кабан или человек. Иногда растениям приходится повиноваться судьбе. Но, тем не менее, они борются за жизнь. Если какой-нибудь дуб находится на грани засухи, если его ствол изрублен изнутри чуть ли не целиком и полностью, он будет жить до последнего. При условии, конечно, если у него есть хоть какой-нибудь источник пропитания.
Также конфликтуют между собой погодные явления: жара и холод, солнце и дожди. Их вечная битва на Кавказских горах не прекращается ни на секунду. Что и говорить, сама земля конфликтует сама с собой! Оползни, землетрясения... Один кусок земли пытается занять место другого куска. А тот, другой, прилагает усилия, чтобы остаться на родной территории. Ему приходится идти на компромисс и, если судьба благоволит, он перемещается недалеко от прежнего места. А землетрясение… Это же откровенное столкновение двух плит! Самый что ни на есть глобальный конфликт.
Но самый интересный для драматурга конфликт - это конфликт путешественника с природой Кавказа. Тут тебе и коллизии с дикими животными, и с невыносимой жарой, и с яростным дождем, и с опасной грозой. Что человеку только ни приходится делать, чтобы выйти победителем из всех выше перечисленных конфликтов! И все эти коллизии объединяет один, самый важный и самый любимый драматургами конфликт - это внутренний конфликт, конфликт человека с самим собой, со своими слабостями, недостатками, страхами. Человеку приходится преодолевать лень, боль и усталость, когда нужно совершить большой подъем к вершине горы, когда необходимо найти укромное место, чтобы спрятаться от дождя или спастись от грозы посреди лесного пространства. Человеку понадобится целая гора терпения, прежде чем он сможет развести костер, который является ключевой деталью конфликта. Ибо костер отпугивает хищников, отгоняет холод и развеивает тьму.
И конечно же, человек конфликтует с голодом. Если у странника по случайности нету продовольствия, ему приходится питаться ягодами, грибами. Но, как правило, этого недостаточно. Человеку придется добыть мясо. И тут вступает в дело конфликт со страхами. Человеку рано или поздно предстоит убить какое-нибудь животное ради пропитания. А ведь это так не просто - убить живое существо, особенно если оно слабое и беззащитное. Но придется переступить через свои слабости. И, в конце концов, человеку стоит не терять головы, когда он столкнется с настоящей живой опасностью, вроде змеи, медведя. То же самое касается тех случаев, когда человек окажется посреди землетрясения или оползня. В конце концов, человек не должен давать волю страхам, если он собьется с пути и заблудится в лабиринте сплошных курганов, буков, дубов, оврагов, гребней и хребтов.
Человек преодолеет горы, если он преодолеет самого себя. Оказавшись на вершине скалы, путник восхищается тем, насколько маленький и забавный мир простирается под ногами. И так же человек, оказавшись на вершине внутреннего развития, осознает, насколько мелкими оказались его страхи и недостатки, среди которых он жил. Лесистые Кавказские горы становятся метафорой человеческих страхов. Кавказские горы - это страхи, через которые человек должен пройти. Страхи, в которых опасно заблудиться. Страхи, которые при преодолении помогают оказаться ближе к небу и космосу.
И если человек выходит победителем из всех вышеперечисленных конфликтов и достигает конца своего пути, он преодолевает дугу характера (элемент драматургии). Если в начале пути человек был слаб, то к развязке он становится либо более сильным, либо… либо просто никаким.
Подводя итоги, можно сказать, что Кавказ - это горы с непростыми дорогами, коими из себя представляют сюжетные линии каждого его обитателя. И всех его героев, все их дороги объединяет конфликт, выражающийся как внешне, так и внутренне. Это конфликт выживания и… хм… «невыживания». А внутри него зарыт самый главный конфликт - конфликт со страхом. Привычным кавказским жителям - пернатым, зеленым и пушистым - удается выживать вполне естественно. А действия цивилизованного человека в непривычной, дикой, горной обстановке становятся увлекательными и порой неожиданными со зрительской и философской точки зрения. Определенно, Кавказ - живописное пространство для конфликтов между страхом и духом, между жизнью и смертью. И в конце концов, путешествие по Кавказским горам - это полезный жизненный опыт для драматурга, которому не помешает испытать всякого рода конфликты на собственной нежной шкуре.