Предлагаю отчет о внутреннем содержании песен, которые мы поем, в свете модели "детство".
В статьях С.Кургиняна - http://rossaprimavera.ru/article/o-kommunizme-i-marksizme-70- высказана некоторая любопытная и небезынтересная для нас точка зрения на роль детства во взрослой жизни человека. В частности, как она отражается в его творчестве.
Как это часто бывает, если взглянуть на какую-то вещь, процесс с непривычной стороны, то можно и не узнать ее…
Вкратце изложу суть идеи. Детство, как и всё в нашей жизни, может быть разным. Но все дети мечтают. Речь идет о большой Мечте, которая гораздо больше не только ребенка, но и взрослого человека. Мечте, способной менять всё, подчинять и изменять окружающее, в т.ч. и самого человека. В этом случае, когда человек движется, руководствуясь такой Мечтой, у него есть шанс стать Человеком. Назовем этот вариант Детством-1.
Но далеко не у всех получается быть верным масштабу Мечты, уже, скорее всего, не той, детской, но узнаваемой по значимости, - не только для себя, но и для других, настоящих и будущих.
Большинство же не выдерживает такого высокого полёта, напряжения мысли, воли и предпочитает покориться в том или ином виде обстоятельствам, хотя возможность им противостоять есть всегда. Этому есть вполне физиологические предпосылки: наш мозг не выдерживает длительного пребывания в негативных условиях и любыми способами ищет выход из них. Что же это за способы?
Самый простой, «энергосберегающий» — уход от неприятного. Разными путями.
Один — уход в рационализм. Т.е., в обеспечение всем понятных потребностей — еда, жилище, процесс размножения, удовольствия, - чтоб «всё, как у всех». Сюда же относятся и тяга к власти, роскоши — чтоб «я круче всех»… При этом основа любого действия - поиск выгоды для себя.
В музыке излюбленный жанр таких людей — попса. Чтоб не нагружала, а освобождала от мыслей о часто ненавистной работе, дарила забвение.
Второй способ — уход в свой индивидуальный мирок местного значения. Постоянное сидение в компьютерных играх, наркотики, сюда же - ролевые игры, родовые имения…, только бы уйти, отгородиться хотя бы на время понадежней от неприятной реальности. Мечту в этом варианте заменяет игра, симуляция, подражание — всё понарошку, «как бы». И так же — все для себя.
Выбранные установки влияют и, при направленном взгляде заметны, на поступки человека. В частности, на его творчество. В музыке это, например, транс, альтернативная музыка…
Конечно, здесь упоминание жанров весьма условно, т. к. любую форму можно наполнить разного рода содержанием. Имеются в виду именно тенденции, наиболее типичные примеры.
Вот мы и посмотрели сквозь эту призму на песни, которые мы поем. Ведь авторская песня позволяет вместить в себя любое содержание.
И что же у нас получилось?
Вот песни достаточно талантливого автора А.Вдовина «Вперед-назад», «Че Гевара». Вслушайтесь в слова, представьте образы – https://www.youtube.com/watch?v=H0VRzLTJ8eo:
Мы танцуем на перилах и карнизах...
Ночь решеткою накрыла юные крыла.
Там, где, то ли верою подков на земле,
То ли жаждой над колодцами журавлей,
Ждут, согнутые, чуда...
Сквозь широты и лютые полюса,
Через стены и закрытые двери,
Долетят журавлиные голоса,
Упадут оброненные перья
Нам в пустые ладони...
Талантливо переданное чувство безысходности, признание своей внутренней пустоты, ни малейшего намека на какое-либо действие, поступок — сплошь плач и стенания… Музыка подчеркивает настроение. Но присутствует некий диссонанс — в исполнении. Особенно Р.Авраменко: посмотрите на него — он играет активно, с энергетикой, явно не соответствующей содержанию песни… Он еще не сдался, его Мечта еще рвется найти свой путь.
Не менее талантливо написана «Че Гевара» - https://youtu.be/xYotbgGU940?t=4051 . Вернее, интерпретирована: мелодия взята из известной одноименной испанской песни. А вот слова переосмыслены:
Горят глаза, да только даром
Несут пустые транспаранты.
Это явное перенесение нынешнего настроения в историческое прошлое, которое таким не было!
Диссонансом звучит сопоставление -
А там вверху над парадом
Команданте Че Гевара...
В таком сочетании образ легендарного героя незаслуженно принижается, извращается.
Таков яркий пример переиначивания исторических фактов, что в постперестроечное время стало правилом.
Таковы и практически все песни В.Дркина: наиболее яркие, наверно, «Серебряный Синдей», герой которой вообще юродивый, выписанный сочувственно, даже с нежностью. Другая песня - «Горизонтальная» с ключевой фразой — основной мыслью, - «...а я валяюсь на диване»...
Есть и примеры из состояния Детства-1.
Это песни Е.Климентьевой, в частности «Бывает небо выше» - https://www.youtube.com/watch?v=2rZxfosNf9c:
Пусть сонно, одиноко
Среди холодных звёзд -
От низкого к далёкому
Лечу с земли до грёз…
Свет струится с высоты,
Озаряя всю планету.
Соответствующие и музыка, и исполнение.
Такой же позитивный заряд несет в себе песня А. и С.Волковых «Вой», исполненная ансамблем клуба «Обертон» - https://www.youtube.com/watch?v=ze4cRC30gy8.
Каждый день,
каждый час,
позади
среди нас
ищет нового бойца
волчий взгляд,
всех подряд
проверяя на излом,
как всегда
не спеша
и -
бестелесный звук
ударяет вдруг.
...да
на душе пожар
распаляет дар.
«Никогда не сдавайся!» - именно этот девиз слышится в словах песни.
Надо ли говорить про восприятие таких песен — как будто заряжаешься оптимизмом, набираешься сил, энергии!..
Примеры такой музыки (не только песен) — творчество не очень-то популярного ныне Сергея Седыха (группы Infolio - https://youtu.be/QZA5fFQsdJY?t=1009 , “Северо-Восток» - https://youtu.be/QZA5fFQsdJY?t=680 ) - https://vk.com/s_vostok …
Можем ли мы выявить, подводя итог, как отличить песни, навеянные, вдохновленные большой Мечтой, от остальных — пустых, мелких, вторичных?..
Это, действительно, непросто: нужно накопить много разных музыкальных впечатлений, чтоб было, с чем сравнивать. (Например, для этого был создан канал «Обертон ТОП» - https://www.youtube.com/channel/UCbpcOW … FogJvORCHQ , где подобраны примеры именно такой «живой» по сути музыки.) Вслушиваться, вдумываться в слова песен, включать своё восприятие на приём, а не просто пускать фоном. Раньше это называли работой души.