Музыкальный клуб

Объявление

Добро пожаловать на форум музыкального клуба "Обертон"!


Приглашаем в наши группы Вконтакте Мега-клуб и Обертон



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыкальный клуб » Полезная информация » Что такое экспедиция?


Что такое экспедиция?

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Ищите здесь отличия исследовательской экспедиции от тур.похода.

Исследовательская экспедиция школьников. Введение

Какой реальный, не игровой вклад может внести в научную исследовательскую деятельность простой школьник? У него нет за спиной многих лет учебы в институте и аспирантуре, у него нет и не может быть никакого пристойного наукоемкого оборудования - синхрофазотронов, сверхмощных компьютеров, топовых микроскопов и анализаторов... Так что же может простой школьник совершить в реальной науке? Он может просто Найти, наткнуться на то, что по какой-то причине было пропущено взрослыми, на что не хватило времени, элементарной дотошности или обычного везения.
Даже небольшая, вполне поверхностная теоретическая и практическая подготовка в течение года позволяет увеличить шансы многократно. В итоге получаем, что единственная реальная исследовательско-поисковая деятельность для школьников и есть хорошо подготовленная краеведческая экспедиция с археологическим либо этнографическим уклоном. И, как и реальные археологи и этнографы, имеем в основе полевой сезон — время экспедиционных исследований и сбора научных данных, а затем, в холодное время года, обрабатываем,  осмысляем, сопоставляем собранную информацию и готовим последующие полевые шаги. Остается только правильно выбрать район и культуру, чтобы искомые потенциальные объекты не были в основном под землей.
Особое внимание во время экспедиции уделяется укреплению и расширению связей с различными источниками информации на местах, работе с местным населением, туристами, краеведами, охотниками, пасечниками, лесниками, егерями, сельскими учителями, хранителями традиций, легенд, сказок и сказаний.
Их совокупный эффект огромен. Это целостная, с большим разнообразием компонентов многоуровневая система, постоянно расширяющаяся.

Исследовательская экспедиция может включать в себя следующие компоненты:
краеведческий
археологический
этнографический
экологический
спортивный
культурологический
социальный
личностный

Основные положения деятельности в исследовательской экспедиции

Любое  многодневное мероприятие, предусматривающее жизнь на природе, с точки зрения работы с детьми, имеет, скажем так, три уровня, три равноправных слоя.
Первый уровень – это как бы флаг деятельности. Детское мероприятие не может ставить себе целью только так называемый отдых. Должна быть объявлена некая четкая цель, которую с помощью и под руководством старших, дети и будут пытаться достигнуть. Это может быть составление карты, какое-нибудь поисковое задание (например, поиск археологических объектов), исследование флоры данной местности, строительство чего-нибудь (обязательно завершенное). Цель должна быть, она должна быть достижима (не обязательно легко), и она должна быть не игровая. Последний момент крайне важен. Дети прекрасно чувствуют любую фальшь. И, несмотря ни на что, любая игра, любое несерьезное задание вызовет существенно меньше энтузиазма, чем реальное. Например, поиск уже известных археологических объектов и поиск действительно новых – разница в отношении к деятельности, радость от положительного результата, интрига реального действа в конце концов несопоставимы.
Второй уровень – навыки самостоятельности. Сам по себе момент выезда в совершенно незнакомое место, жизнь в непривычных условиях, полное самообслуживание под руководством старших (но вдали от родителей) – все это имеет огромный психологический терапевтический и воспитательный ресурс. И задача старших в каждой конкретной ситуации - дать реализоваться этому потенциалу. Без грамотной, аккуратной работы эффект либо останется "в потенциале", либо будет иметь лишь краткосрочное, временное значение и быстро забудется.
Третий уровень – самый тонкий, и, наверное, самый сложный. Сначала необходимо заставить детей как можно быстрее переключиться от стереотипов городской "прошлой" домашней жизни к окружающей действительности. Согласитесь, задача непростая даже для взрослых. И уже после этого "переключения" можно начинать прививать навыки тонкие, сложнообъяснимые – ощущение природы, окружающего, бесконфликтное ее восприятие, поиск новых скрытых внутренних возможностей, умение четко соотносить время, место и действие...
В совокупности с наличием реальной цели (уровень первый), непривычной обстановки (уровень второй) возможности для работы с детьми открываются практически неограниченные.

Виды деятельности
Поисково-исследовательская деятельность

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм познания окружающего мира человеком. Оно играет важнейшую роль в овладении знаниями из разных областей, развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта и развития личности.
Исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития, которая обеспечивает адаптацию организма к динамичному внешнему окружению. Мотивация исследовательского поведения в ряде случаев оказывается более сильной, чем пищевая или оборонительная.
В силу экспедиционного характера поисково-исследовательской деятельности вся работа делится на две фазы — собственно полевую и фазу обработки результатов с подготовкой следующего выхода. Очевидно, последняя фаза занимает все не занятое экспедицией время.

Фаза межсезонья.  Межсезонье — время кружков, секций. Это время сбора информации, знакомства с предметом, а также время обработки собранных в поле результатов.
Костяк, основа секции, кружка, клуба — это школьники, уже побывавшие, как минимум, в одной экспедиции. Это означает, что им есть что обрабатывать: материалы поисков надо систематизировать, просмотреть на данную тему последние научные публикации, связаться (если этого не было сделано раньше) с соответствующими научными инстанциями, компетентными в данной области. Короче, если были реальные находки, надо сначала убедиться, что их не нашел и не описал кто-то раньше. Результаты хорошо бы оформить в виде отчета, который и отправить в институт (музей). Т.е. ввести находки в нормальный научный оборот. Очень неплохо принять участие в краеведческих школьных конференциях.
Вторая часть объединения (секции, клуба)  обычно не столь мотивирована, чтобы заниматься кропотливой и строгой научной деятельностью. И обычно более многочисленна. Но среди этой части обычно находятся приверженцы смежных, но столь же важных направлений — разбирающиеся в интернете, в фото- или даже видеосъемке, в составлении презентаций, в трехмерной графике, анимации.  Создать свой сайт, представить красивый фотоотчет, снять и смонтировать фильм, создать трехмерную реконструкцию — вариантов привлечения великое множество. Для популяризаторской деятельности все перечисленные направления, очевидно, являются важными. Однако, не стоит забывать и о простых межсезонных однодневных экскурсиях, просмотрах тематических фильмов, проведении дискуссий и обсуждений. Интерес следует постоянно подогревать, особенно это касается новичков объединения.

Полевая фаза. Экспедиция — основа всей научной деятельности школьников. Она же является, как правило, основным полюсом притяжения новых членов сообщества.
Еще раз подчеркнем, что в условиях ограниченной осведомленности школьник в состоянии сделать научное открытие лишь в случае, если он на него «наступит». Это и есть реальная находка, которую в дальнейшем можно будет ввести в научный оборот. 
Запись сказаний, сказок, песен, обычаев — все это вполне по силам школьникам. Таким образом, историко-этнографическое направление является удачным выбором. Или, например, археология. Здесь мы сталкиваемся с тем, что неспециалисту , к тому же лицу без соответствующего  Открытого листа в России раскопки запрещены. Вариант с участием ограниченного контингента школьников во взрослой археологической экспедиции мы откладываем в сторону. Там есть свои плюсы, но есть и свои минусы — школьники являются последним интеллектуальным звеном цепочки «научный сотрудник — студент — рабочий (или доброволец)». Т.е., имеем самый минимум реальной самостоятельной работы школьника. Хотя периодическое участие в профессиональных экспедициях наиболее мотивированных школьников безусловно прибавит им знаний.

Важный аспект успеха экспедиции — погружение в эпоху. Хорошо, если с помощью уместных рассказов, замечаний, обсуждений получится прочувствовать само время, его культурное обрамление, его привязку к ландшафту.
Не менее важный аспект экспедиции — контакты с местным населением. Научная экспедиция, в том числе «обычная взрослая», на стадии поиска всегда работает с местным населением. Не секрет, что большинство полевых находок сделано на самом деле простыми охотниками, грибниками, пастухами и лесниками. Бережное, тонкое, ненавязчивое взаимодействие с местными жителями — залог успеха любой экспедиции.

Экспедиционно-туристическая деятельность

Поскольку экспедиция является полевым мероприятием, ей свойственны многие атрибуты обычной походной или спортивно-туристической жизни. Походы или спортивный (в разной степени) туризм обычно очень хорошо знаком многим педагогам. Главный аспект данной методики заключается в том, что все это является вторичным по отношению к поисково-исследовательской деятельности.
Туристическая деятельность терминологически делится на спортивно-туристическую и познавательно-туристическую (собственно туризм, как его понимают во всем мире).

Спортивно-туристическая деятельность

Любой полевой многодневный выход с полной или частичной автономией по российской традиции справедливо считается спортивным мероприятием  с присвоением спортивных званий, разрядов, со своими соревнованиями и т.д. Очевидно, для достижения следующего уровня спортивный руководитель собирает команду  (туристическую группу), которой данный маршрут пройти по силам, но с существенным напряжением сил, знаний, специфических навыков.
Главный отличительный момент в подготовке именно экспедиции, а не спортивного похода — не делать технически и физически сложный маршрут. Иначе ни на какие исследования, поиски, обсуждения ни сил, ни времени не останется. Типичный для туристов набор километража и препятствий, дающих категорию сложности, абсолютно неприемлем. Член экспедиции обязан идти (плыть), внимательно всматриваясь в окружающее, часто останавливаться, вслушиваться, вживаться в местность. Иначе никакого поиска и никаких открытий не будет.
Очень хорошей формой экспедиции является схема с одним или несколькими базовыми лагерями. Вокруг данных лагерей строится поисково-туристическая деятельность с осмотром окрестностей, иногда даже прочесыванием, с радиальными выходами налегке на 1-2 дня.
Для неопытного педагога-руководителя здесь присутствует ловушка. Дело в том, что формально регистрируя такой маршрут как туристический, мы получим почти всегда категорию сложности «0». То есть проще некуда. С другой стороны, имея в планах такой пункт, как поиск, поиск на местности, участники могут на ровном месте получить целый набор неожиданных трудностей. Вывод: опыт, уровень руководителя экспедиции должен быть на одну, а лучше две категории выше официально признанных. Желательно также иметь 5-10 процентов участников, имеющих реальный опыт ненулевых категорийных походов (или многих экспедиций).
Это же замечание относится и к подбору снаряжения. Он должен быть несколько завышенным, чем положено для нулевой категории в данной местности.
В то же время, полевые условия позволяют получать прекрасные навыки спортивного туризма. Точнее, навыки простой полевой автономной жизни. Которые применимы и к спортивно-туристической деятельности. И разведение костра в неудобных условиях, и переправы, и отслеживание погоды, и умение ориентироваться, и многое другое — все это востребовано и в экспедиции.

Познавательно-туристическая деятельность

Столкнувшийся с реалиями организации экспедиции школьников, руководитель может с удивлением заметить, что в поле пошли не только те, кто занимался с ним круглый код, но и масса новичков. Но даже если этого не произошло, первоначальное знакомство с известными объектами культурного наследия необходимо и неизбежно.

Популяризаторская деятельность

Отсутствие в нашей (и не только) стране системы непрерывного образования приводит к увеличению разрыва между достижениями науки и осознанием обществом этих достижений. 
История показывает, что через научное сообщество наиболее полно выражаются ценности солидарности, коммуникативности, сплоченности, общности человеческого рода. Популяризация достижений науки, подготовка общественности к пользованию ее достижениями – путь к достижению устойчивого развития общества. Популяризация науки среди старшеклассников – это и подготовка будущих налогоплательщиков к финансированию науки. Привлечение к участию в воспитательном процессе старшеклассников усилит процессы их социализации и вовлеченности в жизнь общества. А это уже реальные шаги к сокращению «утечки умов».

Перспективы развития

1. Создание "группы на колесах". Длительные многоцелевые поездки по разным точкам страны и мира для получения и обмена впечатлениями между детьми разных социальных слоев, национальностей, взглядов, для усиления эффективности процесса познания и развития, практического и наглядного развития навыков мирного сосуществования. Такая группа будет набираться из наиболее увлеченных, успешных в своей деятельности детей, служить средством поощрения.
2. Создание полустационарной научно-исследовательской базы для совместной работы специалистов, краеведов и учащихся. Она должна размещаться в одном из районов с большим количеством мегалитических групп. Таковая база в летний сезон должна вмещать примерно 30 человек учащихся и иметь около 10 стационарных мест для межсезонья.
3. Элементы научного поиска, культурноохранная, природоохранная деятельность в полустационарной исследовательско-краеведческой базе органически соединится со строительно-реконструкционными, творческими художественными работами под руководством старших наставников, специалистов и опытных педагогов.
4. Развитие плодотворных контактов с соответствующими научными и краеведческими организациями как в России, так и за ее пределами в целях профориентации старших ребят и удовлетворения спроса предприятий на хороших специалистов. Проведение лекций ведущих специалистов в различных областях знания с участниками клуба. Такие встречи дадут возможность показать высшие образцы современных достижений нашей страны.
5. Освоение и участие ребят в развитии современных и традиционных информационных технологий, в создании баз данных, карт, виртуальных и материальных реконструкций, видео- и фотоархивов, видеофильмов, мультимедиа изданий. Приобщение ребят к передовым технологиям – залог успешного развития научного потенциала и экономики России.

Дополнительные замечания

Раскроем более подробно некоторые пункты, отражающие специфику исследовательской экспедиции. Эти пункты, возможно, помогут избежать некоторых типичных ошибок.

- Объектами исследования в экспедиции являются реальные культурные объекты, иногда еще не известные широкой публике, часто труднодоступные, и на практике никак не охраняемые. Поэтому некоторые пункты требований официально зарегистрированного туристического похода  становятся невыполнимыми. Так, например, обычно требуется в отчете указать детальную нитку путешествия. В контексте неохраняемых культурных объектов публикация их точного расположения в общедоступном отчете есть нарушение научной этики. Т.е., можно описать маршрут, а точное расположение объектов необходимо завуалировать настолько, насколько это помешает «любому» до них добраться. Лучше просто ограничиться общим перечнем и районирования («долина такая-то» - и все). А все цифры и привязки за вычетом походно-туристической лирики оставить для научного отчета, доступ к которому должен быть ограниченным (только для специалистов).

- Представляется важным отдельно сказать о работе с местным населением. Одним из основных и решающих условий успешного поиска новых объектов в экспедиции является новая информация, полученная на месте. Поэтому необходимо не только уделять значительное количество времени общению с местным населением, но и уметь найти нужных людей, найти подход к ним, расположить к себе собеседника, «разговорить» его, направить беседу в нужное русло, установить меру достоверности информации. Да и мирное сосуществование с местными при расположении базового лагеря вблизи населенного пункта помогает избежать лишних сложностей жизнеобеспечения экспедиции.

- Огромную, часто решающую, роль в поисковой деятельности играет случайность, или интуиция. Здесь можно говорить о научной интуиции, которая дает возможность совершать находки. Замечена взаимосвязь развития интуиции с развитием знаний в соответствующих областях, с одной стороны, и со степенью увлеченности предметом, с другой. Эти условия дают возможность школьникам заниматься поисковой деятельностью наравне со взрослыми (а не просто использовать первых в качестве подсобных рабочих, как это бывает в археологических экспедициях).

- И о подборе людей для экспедиций. Руководители спортивно-туристических походов для лучших показателей стараются выбирать участников с хорошей физической подготовкой или развивают определенные физические качества и умения в течение года. В экспедиции же требования совсем другие. Здесь на первый план выходят определенные свойства характера и склад мышления, которые при достаточной мотивации могут «вытянуть» и «пересилить» недостатки в физическом плане. Выносливость, сообразительность, терпение, нестандартность человека многократно увеличивают шансы и на успех экспедиции в целом, и на удовлетворение от своей деятельности в общем деле каждого участника группы.

Вместо заключения

Уместно, как нам кажется, рассматривать краеведческие экспедиции как ту культурную среду (салон, тусовка), из которой выйдут не обязательно специалисты, но культурные общественные, политические, деловые, научные и любого другого склада деятели.  Может быть, наш ученик никогда не станет ученым; может, он станет бизнесменом, чиновником, журналистом. Но, будем надеяться, он навсегда оставит в себе ту самую частичку истинного поиска. И тогда когда-нибудь наша страна избавится, наконец, от проблем финансирования науки и опять вырвется в лидеры держав научного мира.
С другой стороны, навыки реального, неигрового поиска, очевидно, помогут реализоваться специалисту любого направления.

Отредактировано Ivga (14-04-2011 10:56:53)

0

2

снова ищем нужные буквы)))

0

3

А если сравнить непонятные букавки:

Волчёнок написал(а):

Magna et veritas, et praevalebit...

с нашими - что получится? (можно ограничиться общим смыслом). :huh:

Отредактировано Ivga (31-03-2009 11:58:57)

0

4

Если сравнить букавки, то "Магна ет веритас, ет праевалебит", только смысла не будет)

0

5

а почему исследовательская экспедиция включает 2 краеведческих компонента? =)

0


Вы здесь » Музыкальный клуб » Полезная информация » Что такое экспедиция?