Литературно-музыкальная композиция, посвященная Владимиру Высоцкому
(Стихи В.Высоцкого.)
Римма Казакова. ОН ПЕЛ...
Он пел. Он не имел ни партии, ни аппарата внедрения себя в сознание трудящихся. Он был один: черный свитер, упрямый подбородок, гитара. Бас-гитарный, виолончельный голос. Мужественность. Такой уже в утробе матери - не зародыш, а мужчина.
(Песня о друге)
Он пел, потому что был музыкантом, поэтом и артистом и нашел для себя самую радикальную, без натуги, упоительную форму связи с миром. С собой разбирался, а подразобрался с миром.
Дурацкий сон, как кистенем,
Избил нещадно.
Невнятно выглядел я в нем
И неприглядно.
Во сне я лгал и предавал,
И льстил легко я...
А я и не подозревал
В себе такое.
Еще сжимал я кулаки
И бил с натугой,
Но мягкой кистию руки,
А не упругой.
Тускнело сновиденье, но
Опять являлось.
Смыкались веки, и оно
Возобновлялось.
Я не шагал, а семенил
На ровном брусе,
Ни разу ногу не сменил,-
ТрусИл и трУсил.
Я перед сильным лебезил,
Пред злобным гнулся.
И сам себе я мерзок был,
Но не проснулся.
Да это бред - я свой же стон
Слыхал сквозь дрему,
Но это мне приснился сон,
А не другому.
Очнулся я и разобрал
Обрывок стона.
И с болью веки разодрал,
Но облегченно.
И сон повис на потолке
И распластался.
Сон в руку ли? И вот в руке
Вопрос остался.
Я вымыл руки - он в спине
Холодной дрожью.
Что было правдою во сне,
Что было ложью?
Коль это сновиденье - мне
Еще везенье.
Но если было мне во сне
Ясновиденье?
Сон - отраженье мыслей дня?
Нет, быть не может!
Но вспомню - и всего меня
Перекорежит.
А вдруг - в костер?! и нет во мне
Шагнуть к костру сил.
Мне будет стыдно, как во сне,
В котором струсил.
Но скажут мне:- Пой в унисон!
Жми, что есть духу!-
И я пойму: вот это сон,
Который в руку.
* * *
Мне скулы от досады сводит:
Мне кажется который год,
Что там, где я,- там жизнь проходит,
А там, где нет меня,- идет!
А дальше - больше, каждый день я
Стал слышать злые голоса:
"Где ты - там только наважденье,
Где нет тебя - все чудеса.
Ты только ждешь и догоняешь,
Врешь и боишься не успеть,
Смеешься меньше ты и, знаешь,
Ты стал разучиваться петь!
Как дым твои ресурсы тают,
И сам швыряешь все подряд,-
Зачем? Где ты - там не летают,
А там, где нет тебя,- парят."
Я верю крику, вою, лаю,
Но все-таки, друзей любя,
Дразнить врагов я не кончаю,
С собой в побеге от себя.
Живу, не ожидая чуда,
Но пухнут жилы от стыда,-
Я каждый раз хочу отсюда
Сбежать куда-нибудь туда.
Хоть все пропой, протарабань я,
Хоть всем хоть голым покажись -
Пустое все,- здесь - прозябанье,
А где-то там - такая жизнь!..
Фартило мне, Земля вертелась,
И, взявши пары три белья,
Я - шасть - и там! Но вмиг хотелось
Назад, откуда прибыл я.
Пел тихо и громко, а для мира - громово, пел для себя, хотя и для всех. Дитя пост-сталинизма и застоя, жил и пел вопреки.
...Нет, жить можно, жить нужно и - много:
Пить, страдать, ревновать и любить,-
Не тащиться по жизни убого -
А дышать ею, петь ее, пить!
Надо так, чтоб когда подытожил
Всё, что пройдено,- чтобы сказал:
"Ну, а все же не плохо я пожил,-
Пил, любил, ревновал и страдал!"...
Он ведь не только засвидетельствовал, пропечатал в строчках и в музыке летящий, ускользающий код времени, просветил насквозь и объяснил эпоху. Он посеял любовь в душах бесчисленных. Ни один политический лидер не может равняться с ним. Президент духа, души, нашего прозрения, просветитель, выявитель наших неосознанных помыслов, нашего подпольного протеста, пестовавший наши души в пору серого предвесенья, когда не знаешь точно, наступит ли весна...
В тайгу
На санях, на развалюхах,
В соболях или в треухах -
И богатый, и солидный, и убогий -
Бегут
В неизведанные чащи,-
Кто-то реже, кто-то чаще,-
В волчьи логова, в медвежие берлоги.
Стоят,
Как усталые боксеры,
Вековые гренадеры
В два обхвата, в три обхвата и поболе.
И я
Воздух ем, жую, глотаю,-
Да я только здесь бываю
За решеткой из деревьев - но на воле!
Его слушают, его читают, его поют. Любят. Маленькое слово, - как необъятно оно! Время проносит его от года к году и передает от сердца к сердцу эстафету этой любви к Высоцкому. Люди как бы становятся лучше, мудрее, честнее, любя и помня его.
( Лирическая)
Примечательны слова, которыми строки профессиональных и самодеятельных поэтов обозначают личность Владимира Высоцкого:
"Человек отчаянной совести".
"Уязвимое нежное сердце".
"Осужденный на вечность поэт".
"Самосожжение поэта".
"Как он одинок".
"Шансонье, всея Руси отпетый".
"Популярней, чем Пеле".
"Избранник двадцатого века".
"Кричащая совесть народа".
"Он пел, о чем молчали".
"Мы с вами остались пока мельтешить,
а он показал нам, как следует жить".
Какое определение ни возьми, все несет в себе не ложный пафос официального признания, а истинное проникновение в творчество одного из самых ярких, смелых, веселых, трагических скоморохов изломанного, кровавого, заблудившегося времени. Многие жили в этом времени как обыватели, а он - с содранной кожей и в гибельном полете к солнцу сжигающей правды.
* * *
А мы живем в мертвящей пустоте,-
Попробуй надави - так брызнет гноем,-
И страх мертвящий заглушаем воем -
И те, что первые, и люди, что в хвосте.
И обязательные жертвоприношенья,
Отцами нашими воспетые не раз,
Печать поставили на наше поколенье -
Лишили разума, и памяти, и глаз.
Высоцкому надо просто внимать, а не выслушивать чье-то толкование Высоцкого.
***
Люблю тебя сейчас, не тайно — напоказ.
Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,
А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю...
Я НЕ УСПЕЛ
(Тоска по романтике)
Свет Новый не единожды открыт,
А Старый - весь разбили на квадраты.
К ногам упали тайны пирамид,
К чертям пошли гусары и пираты.
Пришла пора всезнающих невежд,
Все выстроено в стройные шеренги.
За новые идеи платят деньги,
И больше нет на "эврику" надежд.
Азартных игр теперь наперечет,
Авантюристов всех мастей и рангов...
По прериям пасут домашний скот -
Там кони пародируют мустангов...
Уверена, что Высоцкий равно относился и к преуспевающим, и к чистым помыслами, и к заблудшим, к непрозревшим.
* * *
Граждане! Зачем толкаетесь,
На скандал и ссору нарываетесь?-
Сесть хотите? Дальняя дорога?..
Я вам уступлю, ради Бога!
Граждане, даже пьяные!
Все мы - пассажиры постоянные,
Все живем, билеты отрываем,
Все по жизни едем трамваем...
Тесно вам? И зря ругаетесь -
Почему вперед не продвигаетесь?
Каши с вами, видимо, не сваришь...
Никакой я вам не товарищ!
Ноги все прокопытили,
Вон уже дыра в кулак на кителе.
Разбудите этого мужчину -
Он во сне поет матерщину.
Граждане! Жизнь кончается -
Третий круг сойти не получается!
"С вас, товарищ, штраф - рассчитайтесь!
Нет? Тогда еще покатайтесь!"
Высоцкий все больше прикипает, приживляется к нашей жизни, будя в каждом, кто причастился его миру, его творческой вселенной, чувство любви и ответственности.
Бродят
по свету люди
разные,
Грезят
они о чуде -
Будет
или не будет!
Стук -
и в этот вечер
Вдруг
тебя замечу,-
Вот и чудо!
Скачет
по небу всадник -
облако,
Плачет
дождем и градом,-
Значит,
на землю надо.
Здесь
чудес немало
Есть -
звезда упала,-
Вот и чудо!
Знаешь!
Я с чудесами -
запросто:
Хочешь,
моргни глазами -
Тотчас
под небесами!
Я
заклятье знаю -
Ну,
скажи: "Желаю",-
Вот и чудо!
ЗАБЫЛИ
Икона висит у них в левом углу -
Наверно, они молокане,-
Лежит мешковина у них на полу,
Затоптанная каблуками.
Кровати да стол - вот и весь их уют,-
И две - в прошлом винные - бочки,-
Я словно попал в инвалидный приют -
Прохожий в крахмальной сорочке.
Мне дали вино - и откуда оно!-
На рубль - два здоровых кувшина,-
А дед - инвалид без зубов и без ног -
Глядел мне просительно в спину.
"Желаю удачи!" - сказал я ему.
"Какая там на хрен удача!"
Мы выпили с ним, посидели в дыму,-
И начал он сразу, и начал!..
"А что,- говорит,- мне дала эта власть
За зубы мои и за ноги!
А дел - до черта,- напиваешься всласть -
И роешь культями дороги.
Эх, были бы ноги - я б больше успел,
Обил бы я больше порогов!
Да толку, я думаю,- дед просипел,-
Да толку б и было немного".
"Что надобно, дед?" - я спросил старика.
"А надобно самую малость:
Чтоб - бог с ним, с ЦК,- но хотя бы ЧК
Судьбою интересовалась..."
«...Мне часто присылают письма, в которых спрашивают: "Что вы имели в виду в той или иной песне?". Ну, кстати говоря, что я имел в виду, то и написал. А как меня люди поняли, зависит, конечно, от самих людей: от меры их образованности, от опыта жизненного и так далее.
Это есть признак какой-то тайны в поэзии, когда каждый человек видит в песне что-то для себя.»
"Спасибо вам, мои корреспонденты, что вы неверно поняли меня".
* * *
Мажорный светофор, трехцветье, трио,
Палитро-палитура цвето-нот.
Но где же он, мой "голубой период"?
Мой "голубой период" не придет!
Представьте, черный цвет невидим глазу,
Все то, что мы считаем черным,- серо.
Мы черноты не видели ни разу -
Лишь серость пробивает атмосферу.
И ультрафиолет, и инфракрасный -
Ну, словом, все, что чересчур - не видно,-
Они, как правосудье, беспристрастны,
В них все равны, прозрачны, стекловидны.
И только красный, желтый цвет - бесспорны,
Зеленый - тоже: зелень в хлорофилле,-
Поэтому трехцветны светофоры
<Для всех> - кто пеш и кто в автомобиле.
Три этих цвета - в каждом организме,
В любом мозгу, как яркий отпечаток,-
Есть, правда, отклоненье в дальтонизме,
Но дальтонизм - порок и недостаток.
Трехцветны музы - но как будто серы,
А "инфра-ультра" - как всегда, в загоне,-
Гуляют на свободе полумеры,
И "псевдо" ходят как воры в законе.
Все в трех цветах нашло отображенье -
Лишь изредка меняется порядок.
Три цвета избавляют от броженья -
Незыблемы, как три ряда трехрядок.
Из ответов Высоцкого на записки из зала с просьбой рассказать о его стихах.
"Видите, в чем дело: рассказывать о стихах нельзя. У меня очень много стихов, примерно столько же, сколько и песен. Я их никогда почему-то - не читал. Может быть из-за того, что пока не выработал своей манеры читать стихи. Иногда получается, иногда — нет."
Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память - как колодец глубока.
Попробуй заглянуть — наверняка
Лицо - и то - неясно отразится.
Разглядеть, что истинно, что ложно
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно -
Не разбейте глиняный сосуд!
Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз -
Например, что сапер ошибается
Только раз.
Одни его лениво ворошат,
Другие неохотно вспоминают,
А третьи - даже помнить не хотят,-
И прошлое лежит, как старый клад,
Который никогда не раскопают.
И поток годов унес с границы
Стрелки - указатели пути,-
Очень просто в прошлом заблудиться -
И назад дороги не найти.
Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз -
Например, что сапер ошибается
Только раз.
С налета не вини - повремени:
Есть у людей на все свои причины -
Не скрыть, а позабыть хотят они,-
Ведь в толще лет еще лежат в тени
Забытые заржавленные мины.
В минном поле прошлого копаться -
Лучше без ошибок,- потому
Что на минном поле ошибаться
Просто абсолютно ни к чему.
Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз -
Например, что сапер ошибается
Только раз.
Один толчок - и стрелки побегут,-
А нервы у людей не из каната,-
И будет взрыв, и перетрется жгут...
Но, может, мину вовремя найдут
И извлекут до взрыва детонатор!
Спит земля спокойно под цветами,
Но когда находят мины в ней -
Их берут умелыми руками
И взрывают дальше от людей.
Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз -
Например, что сапер ошибается
Только раз.
* * *
Из-за гор - я не знаю, где горы те,-
Он приехал на белом верблюде,
Он ходил в задыхавшемся городе -
И его там заметили люди.
И людскую толпу бесталанную
С ее жизнью беспечной <и> зыбкой
Поразил он спокойною, странною
И такой непонятной улыбкой.
Будто знает он что-то заветное,
Будто слышал он самое вечное,
Будто видел он самое светлое,
Будто чувствовал все бесконечное.
И взбесило толпу ресторанную
С ее жизнью и прочной и зыбкой
То, что он улыбается странною
И такой непонятной улыбкой.
И герои все были развенчаны,
Оказались их мысли преступными,
Оказались красивые женщины
И холодными и неприступными.
И взмолилась толпа бесталанная -
Эта серая масса бездушная,-
Чтоб сказал он им самое главное,
И открыл он им самое нужное.
И, забыв все отчаянья прежние,
На свое место встало все снова:
Он сказал им три са<мые> нежные
И давно позабытые <слова>.
**
Выдам то, что держится в секрете,
Но, наверное,
Наше населенье на две трети -
Люди нервные.
Если ты ругаешь даже тихих
Или ссоришься -
Знай, что эти люди - тоже психи,
Ох, напорешься!
Попрощаемся мы словами Владимира Семеновича:
Дай бог вам жизни две
И друга одного,
И света в голове,
И доброго всего!
Это примерный план. Можно выбирать стихи по своему вкусу, сокращать.
Отредактировано Ivga (25-01-2009 10:47:49)