Литературно-музыкальная композиция, посвященная Владимиру Высоцкому
(Стихи В.Высоцкого.)

Римма Казакова. ОН ПЕЛ...
  Он пел. Он не имел ни партии, ни аппарата внедрения себя в сознание трудящихся. Он был один: черный свитер, упрямый подбородок, гитара. Бас-гитарный, виолончельный голос. Мужественность. Такой уже в утробе матери - не зародыш, а мужчина. 
(Песня о друге)
Он пел, потому что был музыкантом, поэтом и артистом и нашел для себя самую радикальную, без натуги, упоительную форму связи с миром. С собой разбирался, а подразобрался с миром.

        Дурацкий сон, как кистенем,
                Избил нещадно.
        Невнятно выглядел я в нем
                 И неприглядно.

        Во сне я лгал и предавал,
                 И льстил легко я...
        А я и не подозревал
                 В себе такое.

        Еще сжимал я кулаки
                 И бил с натугой,
        Но мягкой кистию руки,
                 А не упругой.

        Тускнело сновиденье, но
                 Опять являлось.
        Смыкались веки, и оно
                 Возобновлялось.

        Я не шагал, а семенил
                 На ровном брусе,
        Ни разу ногу не сменил,-
                 ТрусИл и трУсил.

        Я перед сильным лебезил,
                 Пред злобным гнулся.
        И сам себе я мерзок был,
                 Но не проснулся.

        Да это бред - я свой же стон
                 Слыхал сквозь дрему,
        Но это мне приснился сон,
                 А не другому.

        Очнулся я и разобрал
                 Обрывок стона.
        И с болью веки разодрал,
                 Но облегченно.

        И сон повис на потолке
                 И распластался.
        Сон в руку ли? И вот в руке
                 Вопрос остался.

        Я вымыл руки - он в спине
                 Холодной дрожью.
        Что было правдою во сне,
                 Что было ложью?

        Коль это сновиденье - мне
                 Еще везенье.
        Но если было мне во сне
                 Ясновиденье?

        Сон - отраженье мыслей дня?
                 Нет, быть не может!
        Но вспомню - и всего меня
                 Перекорежит.

        А вдруг - в костер?! и нет во мне
                 Шагнуть к костру сил.
        Мне будет стыдно, как во сне,
                 В котором струсил.

        Но скажут мне:- Пой в унисон!
                 Жми, что есть духу!-
        И я пойму: вот это сон,
                 Который в руку.
* * *
        Мне скулы от досады сводит:
        Мне кажется который год,
        Что там, где я,- там жизнь проходит,
        А там, где нет меня,- идет!

        А дальше - больше, каждый день я
        Стал слышать злые голоса:
        "Где ты - там только наважденье,
        Где нет тебя - все чудеса.

        Ты только ждешь и догоняешь,
        Врешь и боишься не успеть,
        Смеешься меньше ты и, знаешь,
        Ты стал разучиваться петь!

        Как дым твои ресурсы тают,
        И сам швыряешь все подряд,-
        Зачем? Где ты - там не летают,
        А там, где нет тебя,- парят."

        Я верю крику, вою, лаю,
        Но все-таки, друзей любя,
        Дразнить врагов я не кончаю,
        С собой в побеге от себя.

        Живу, не ожидая чуда,
        Но пухнут жилы от стыда,-
        Я каждый раз хочу отсюда
        Сбежать куда-нибудь туда.

        Хоть все пропой, протарабань я,
        Хоть всем хоть голым покажись -
        Пустое все,- здесь - прозябанье,
        А где-то там - такая жизнь!..

        Фартило мне, Земля вертелась,
        И, взявши пары три белья,
        Я - шасть - и там! Но вмиг хотелось
        Назад, откуда прибыл я.

Пел тихо и громко, а для мира - громово, пел для себя, хотя и для всех.  Дитя пост-сталинизма и застоя, жил и пел вопреки.
        ...Нет, жить можно, жить нужно и - много:
        Пить, страдать, ревновать и любить,-
        Не тащиться по жизни убого -
        А дышать ею, петь ее, пить!

        Надо так, чтоб когда подытожил
        Всё, что пройдено,- чтобы сказал:
        "Ну, а все же не плохо я пожил,-
        Пил, любил, ревновал и страдал!"...

Он ведь не только засвидетельствовал, пропечатал в строчках и в музыке летящий, ускользающий код времени, просветил насквозь и объяснил эпоху. Он посеял любовь в душах бесчисленных. Ни один политический лидер не может равняться с ним. Президент духа, души, нашего прозрения, просветитель, выявитель наших неосознанных помыслов, нашего подпольного протеста, пестовавший наши души в пору серого предвесенья, когда не знаешь точно, наступит ли весна...

        В тайгу
           На санях, на развалюхах,
           В соболях или в треухах -
           И богатый, и солидный, и убогий -
        Бегут
           В неизведанные чащи,-
           Кто-то реже, кто-то чаще,-
           В волчьи логова, в медвежие берлоги.

        Стоят,
           Как усталые боксеры,
           Вековые гренадеры
           В два обхвата, в три обхвата и поболе.
        И я
           Воздух ем, жую, глотаю,-
           Да я только здесь бываю
           За решеткой из деревьев - но на воле!

Его слушают, его читают, его поют. Любят. Маленькое слово, - как необъятно оно! Время проносит его от года к году и передает от сердца к сердцу эстафету этой любви к Высоцкому. Люди как бы становятся лучше, мудрее, честнее, любя и помня его.
( Лирическая)

Примечательны слова, которыми строки профессиональных и самодеятельных поэтов обозначают личность Владимира Высоцкого:
"Человек отчаянной совести".
"Уязвимое нежное сердце".
"Осужденный на вечность поэт".
"Самосожжение поэта".
"Как он одинок".
"Шансонье, всея Руси отпетый".
"Популярней, чем Пеле".
"Избранник двадцатого века".
"Кричащая совесть народа".
"Он пел, о чем молчали".
"Мы с вами остались пока мельтешить,
а он показал нам, как следует жить". 
 
Какое определение ни возьми, все несет в себе не ложный пафос официального признания, а истинное проникновение в творчество одного из самых ярких, смелых, веселых, трагических скоморохов изломанного, кровавого, заблудившегося времени. Многие жили в этом времени как обыватели, а он - с содранной кожей и в гибельном полете к солнцу сжигающей правды.
* * *
        А мы живем в мертвящей пустоте,-
        Попробуй надави - так брызнет гноем,-
        И страх мертвящий заглушаем воем -
        И те, что первые, и люди, что в хвосте.

                И обязательные жертвоприношенья,
                Отцами нашими воспетые не раз,
                Печать поставили на наше поколенье -
                Лишили разума, и памяти, и глаз.

  Высоцкому надо просто внимать, а не выслушивать чье-то толкование Высоцкого.
***
Люблю тебя сейчас, не тайно — напоказ.
Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,
А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю...

Я НЕ УСПЕЛ
(Тоска по романтике)

        Свет Новый не единожды открыт,
        А Старый - весь разбили на квадраты.
        К ногам упали тайны пирамид,
        К чертям пошли гусары и пираты.

        Пришла пора всезнающих невежд,
        Все выстроено в стройные шеренги.
        За новые идеи платят деньги,
        И больше нет на "эврику" надежд.

        Азартных игр теперь наперечет,
        Авантюристов всех мастей и рангов...
        По прериям пасут домашний скот -
        Там кони пародируют мустангов...
       
Уверена, что Высоцкий равно относился и к преуспевающим, и к чистым помыслами, и к заблудшим, к непрозревшим.
* * *
        Граждане! Зачем толкаетесь,
        На скандал и ссору нарываетесь?-
        Сесть хотите? Дальняя дорога?..
        Я вам уступлю, ради Бога!

        Граждане, даже пьяные!
        Все мы - пассажиры постоянные,
        Все живем, билеты отрываем,
        Все по жизни едем трамваем...

        Тесно вам? И зря ругаетесь -
        Почему вперед не продвигаетесь?
        Каши с вами, видимо, не сваришь...
        Никакой я вам не товарищ!

        Ноги все прокопытили,
        Вон уже дыра в кулак на кителе.
        Разбудите этого мужчину -
        Он во сне поет матерщину.

        Граждане! Жизнь кончается -
        Третий круг сойти не получается!
        "С вас, товарищ, штраф - рассчитайтесь!
        Нет? Тогда еще покатайтесь!"

Высоцкий все больше прикипает, приживляется к нашей жизни, будя в каждом, кто причастился его миру, его творческой вселенной, чувство любви и ответственности.

        Бродят
          по свету люди
                разные,
        Грезят
          они о чуде -
        Будет
          или не будет!

                Стук -
                  и в этот вечер
                Вдруг
                  тебя замечу,-
                  Вот и чудо!

        Скачет
          по небу всадник -
                облако,
        Плачет
          дождем и градом,-
        Значит,
          на землю надо.

                Здесь
                  чудес немало
                Есть -
                  звезда упала,-
                  Вот и чудо!

        Знаешь!
          Я с чудесами -
                запросто:
        Хочешь,
          моргни глазами -
        Тотчас
          под небесами!

                Я
                  заклятье знаю -
                Ну,
                  скажи: "Желаю",-
                  Вот и чудо!

  ЗАБЫЛИ
        Икона висит у них в левом углу -
        Наверно, они молокане,-
        Лежит мешковина у них на полу,
        Затоптанная каблуками.

        Кровати да стол - вот и весь их уют,-
        И две - в прошлом винные - бочки,-
        Я словно попал в инвалидный приют -
        Прохожий в крахмальной сорочке.

        Мне дали вино - и откуда оно!-
        На рубль - два здоровых кувшина,-
        А дед - инвалид без зубов и без ног -
        Глядел мне просительно в спину.

        "Желаю удачи!" - сказал я ему.
        "Какая там на хрен удача!"
        Мы выпили с ним, посидели в дыму,-
        И начал он сразу, и начал!..

        "А что,- говорит,- мне дала эта власть
        За зубы мои и за ноги!
        А дел - до черта,- напиваешься всласть -
        И роешь культями дороги.

        Эх, были бы ноги - я б больше успел,
        Обил бы я больше порогов!
        Да толку, я думаю,- дед просипел,-
        Да толку б и было немного".

        "Что надобно, дед?" - я спросил старика.
        "А надобно самую малость:
        Чтоб - бог с ним, с ЦК,- но хотя бы ЧК
        Судьбою интересовалась..."
       
        «...Мне часто присылают письма, в которых спрашивают: "Что вы имели в виду в той или иной песне?". Ну, кстати говоря, что я имел в виду, то и написал. А как меня люди поняли, зависит, конечно, от самих людей: от меры их образованности, от опыта жизненного и так далее.
Это есть признак какой-то тайны в поэзии, когда каждый человек видит в песне что-то для себя.»

"Спасибо вам, мои корреспонденты, что вы неверно поняли меня".
       
* * *
        Мажорный светофор, трехцветье, трио,
        Палитро-палитура цвето-нот.
        Но где же он, мой "голубой период"?
        Мой "голубой период" не придет!

        Представьте, черный цвет невидим глазу,
        Все то, что мы считаем черным,- серо.
        Мы черноты не видели ни разу -
        Лишь серость пробивает атмосферу.

        И ультрафиолет, и инфракрасный -
        Ну, словом, все, что чересчур - не видно,-
        Они, как правосудье, беспристрастны,
        В них все равны, прозрачны, стекловидны.

        И только красный, желтый цвет - бесспорны,
        Зеленый - тоже: зелень в хлорофилле,-
        Поэтому трехцветны светофоры
        <Для всех> - кто пеш и кто в автомобиле.

        Три этих цвета - в каждом организме,
        В любом мозгу, как яркий отпечаток,-
        Есть, правда, отклоненье в дальтонизме,
        Но дальтонизм - порок и недостаток.

        Трехцветны музы - но как будто серы,
        А "инфра-ультра" - как всегда, в загоне,-
        Гуляют на свободе полумеры,
        И "псевдо" ходят как воры в законе.

        Все в трех цветах нашло отображенье -
        Лишь изредка меняется порядок.
        Три цвета избавляют от броженья -
        Незыблемы, как три ряда трехрядок.
       
Из ответов Высоцкого на записки из зала с просьбой рассказать о его стихах.
"Видите, в чем дело: рассказывать о стихах нельзя. У меня очень много стихов, примерно столько же, сколько и песен. Я их никогда почему-то - не читал. Может быть из-за того, что пока не выработал своей манеры читать стихи. Иногда получается, иногда — нет."

Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память - как колодец глубока.
Попробуй заглянуть — наверняка
Лицо - и то - неясно отразится.
                Разглядеть, что истинно, что ложно
                Может только беспристрастный суд:
                Осторожно с прошлым, осторожно -
                Не разбейте глиняный сосуд!

        Иногда как-то вдруг вспоминается
                Из войны пара фраз -
        Например, что сапер ошибается
                Только раз.

        Одни его лениво ворошат,
        Другие неохотно вспоминают,
        А третьи - даже помнить не хотят,-
        И прошлое лежит, как старый клад,
        Который никогда не раскопают.

                И поток годов унес с границы
                Стрелки - указатели пути,-
                Очень просто в прошлом заблудиться -
                И назад дороги не найти.

        Иногда как-то вдруг вспоминается
                Из войны пара фраз -
        Например, что сапер ошибается
                Только раз.

        С налета не вини - повремени:
        Есть у людей на все свои причины -
        Не скрыть, а позабыть хотят они,-
        Ведь в толще лет еще лежат в тени
        Забытые заржавленные мины.

                В минном поле прошлого копаться -
                Лучше без ошибок,- потому
                Что на минном поле ошибаться
                Просто абсолютно ни к чему.

        Иногда как-то вдруг вспоминается
                Из войны пара фраз -
        Например, что сапер ошибается
                Только раз.

        Один толчок - и стрелки побегут,-
        А нервы у людей не из каната,-
        И будет взрыв, и перетрется жгут...
        Но, может, мину вовремя найдут
        И извлекут до взрыва детонатор!

                Спит земля спокойно под цветами,
                Но когда находят мины в ней -
                Их берут умелыми руками
                И взрывают дальше от людей.

        Иногда как-то вдруг вспоминается
                Из войны пара фраз -
        Например, что сапер ошибается
                Только раз.
* * *
        Из-за гор - я не знаю, где горы те,-
        Он приехал на белом верблюде,
        Он ходил в задыхавшемся городе -
        И его там заметили люди.

                И людскую толпу бесталанную
                С ее жизнью беспечной <и> зыбкой
                Поразил он спокойною, странною
                И такой непонятной улыбкой.

        Будто знает он что-то заветное,
        Будто слышал он самое вечное,
        Будто видел он самое светлое,
        Будто чувствовал все бесконечное.

                И взбесило толпу ресторанную
                С ее жизнью и прочной и зыбкой
                То, что он улыбается странною
                И такой непонятной улыбкой.

        И герои все были развенчаны,
        Оказались их мысли преступными,
        Оказались красивые женщины
        И холодными и неприступными.

                И взмолилась толпа бесталанная -
                Эта серая масса бездушная,-
                Чтоб сказал он им самое главное,
                И открыл он им самое нужное.

        И, забыв все отчаянья прежние,
        На свое место встало все снова:
        Он сказал им три са<мые> нежные
        И давно позабытые <слова>.
       
**
        Выдам то, что держится в секрете,
                Но, наверное,
        Наше населенье на две трети -
                Люди нервные.

        Если ты ругаешь даже тихих
                Или ссоришься -
        Знай, что эти люди - тоже психи,
                Ох, напорешься!

Попрощаемся мы словами Владимира Семеновича:

Дай бог вам жизни две
И друга одного,
И света в голове,
И доброго всего!

Это примерный план. Можно выбирать стихи по своему вкусу, сокращать.

Отредактировано Ivga (25-01-2009 10:47:49)