Зная ваше пристрастие к образу волка, решила поместить эту вот информацию по теме.
Одна из записей названия Млечного пути была сделана в рязанской Мещере. Это обозначение Млечного пути как Путь волка. Была записана и легенда, объясняющая название: "Однажды, когда Бог прогневался на людей, один из Архангелов решил помочь людям. Чтобы пройти незамеченным свой путь на землю, он обернулся волком и, прячась между звезд, спустился с неба на землю. Вот почему, когда волки воют, они поднимают морды к звездам. Когда Архангел спустился на землю, то и другие волки стали тоже помогать людям. Через какое-то время потомки этих волков стали собаками".
Как отголосок этой легенды можно рассматривать знак крылатого волка.
Возможно, что легенда об Архангеле и крылатом волке восходят к традиции юношеских инициации (волчьих союзов). В древности инициации индоевропейцев включали ритуальные перерождения инициируемых в волков.
Географически обозначение Млечного пути как Путь волка совпадает с современным местом распространения образного оборота речи "на Святках волки женятся", то есть в период от Рождества до Крещения бывают только "волчьи свадьбы", "волки женятся", а у людей свадеб не бывает. По-видимому, период Святок, который в древности совпадал с зимним солнцеворотом, был одним из сроков посвящения юношей, включавшим ритуальное перерождение инициируемых в волков, что могло и быть началом их брачной жизни.
Как известно, в процессе посвятительных ритуалов инициируемый сначала как бы "умирает", а потом возрождается, но уже в новом социально-возрастном статусе. Примечательно в связи с этим, что в народной традиции волк воспринимается в качестве посредника между этим миром и миром усопших предков, то есть волк - это проводник между мирами. Например, в Полесье при встрече с волком советуют призывать на помощь умерших, клича их по имени (Гура, 1997.) В то же время, согласно русской народной традиции, волк - это медиатор, выполняющий волю высшего существа, чаще Николая-угодника или святого Георгия. Известное присловье молвит: "Что у волка в зубах, то Егорий дал". Таким образом, выстраивается мифосемантическая цепочка, связывающая образ волка с миром предков, с одной стороны, и с высшими небесными силами, с другой стороны. Поэтому вполне закономерны мифопоэтические ассоциации Млечного пути с Волчьим путем.
Сакральная глубина космонима, связывающего образ волка с Млечным путем, находит поразительное подтверждение в Галицкой иконописной традиции в изображении картин Страшного суда. На них Змей мытарств порой изображается с хвостом, на конце которого - волчья голова. Согласно христианским представлениям, Змей мытарств поглощает души усопших и, в соответствии с их заслугами, отправляет или на небо, или в ад. На иконах Змей мытарств соединяет небо и землю, в том числе и с помощью волка, то есть через волчью пасть душа усопшего отправляется в предназначенный ей путь.
Из материалов конференции «Астрономия древних цивилизаций»
Доклад Л.Тульцевой «Народные названия Млечного пути в среднерусской полосе России»
Отредактировано Ivga (02-03-2010 12:00:13)