Ум и послушание
Жил-был Учитель, к которому пришли двое и просили стать его учениками.
Он согласился, сказав им, что взял их с трёхмесячным испытательным сроком. В течение 90 дней Мастер не давал им заданий, не проводил с ними бесед и не приглашал на собрания.
Когда испытательный срок истекал, он позвал их во двор и сказал:
— Я хочу, чтобы вы вышли за ворота; там стоят верблюды. Пусть каждый из вас возьмёт одного верблюда за уздечку и, перебравшись через стену, перетащит через неё верблюда.
Первый ученик сказал:
— Мастер, я слышал, что сказано: используй ум. Мой ум говорит мне, что это невозможно, а моя интуиция говорит мне, что ты дал мне это задание, чтобы проверить, есть ли у меня здравый смысл или нет
— Итак, ты не станешь пытаться перетащить верблюда через стену?
— Я не стану, Учитель, и пусть это не выглядит как непослушание.
Тогда Мастер повернулся ко второму ученику:
— А что ты ответишь?
Не сказав ни слова, ученик вышел за ворота, и направился к верблюдам. Он взял уздечку и, подведя верблюда к стене, попытался взобраться на неё, но у него ничего не вышло, так как он держал уздечку в руке.
— Достаточно, — сказал Мастер, — верни животное на место и возвращайся.
Через несколько минут они, все трое, стояли во дворе, и Мастер сказал:
— Всем хорошо известно, что Путь требует от идущего самых разных способностей. Сюда входят ум, и здравый смысл, и послушание, и многое другое.
Послушание не менее важно, чем ум и здравый смысл. Каждый, кто пытался кого-то чему-то научить, знает, что люди предпочитают использовать свой интеллект и чувство здравого смысла взамен послушания, нарушая, таким образом, баланс этих трёх качеств. Большинство людей считает, что найти остроумный выход предпочтительней, чем делать то, что тебе говорят, хотя на самом деле ни одна из этих вещей не более важна, чем другие. Теперь мы можем найти интеллектуалов повсюду, но где взять людей, которые способны слушаться?
Итак, первый ученик не выдержал испытания, потому что придаёт слишком много значения интеллекту. Второй останется со мной, так как он не впал в соблазн очевидности, которая отсекает нас от наших способностей.
Мастер повернулся ко второму ученику и спросил его, почему он попытался сделать невозможное.
Он отвечал:
— Я знал, что ты знаешь, что это невозможно, так что в послушании не было никакого вреда, так как я видел, к чему оно вело. Я чувствовал, что сказать «Это невозможно. Я не стану пытаться из-за здравого смысла» было проще всего. У каждого хватит здравого смысла, чтобы отказаться от повиновения. Поэтому я подумал, что ты проверяешь, способен ли я повиноваться и отказываться от легких решений.