Несколько цитат о музыке:
Подобно пляске, да и любому искусству, музыка была в доисторические времена волшебством, одним из древних и законных средств магии. Коренясь в ритме (хлопанье в ладоши, топот, рубка леса, ранние стадии барабанного боя), она была мощным и испытанным средством одинаково «настроить» множество людей, дать одинаковый такт их дыханию, биению сердца и состоянию духа, вдохновить их на мольбу вечным силам, на танец, на состязание, на военный поход, на священнодействие. И эта изначальная, чистая и первобытно-могучая сущность сохранялась в музыке гораздо дольше, чем в других искусствах.
(Г.Гессе «Игра в бисер»)
Хорошо известно, что Конфуций долгие годы совершенствовался в исполнении на цине всего лишь одной мелодии пока... не узрел волоски на бровях того человека, который сочинил эту мелодию! Не мастерство исполнения, не изящество музыки влекли Конфуция, но возможность с ее помощью открыть канал сообщительности между миром сегодняшним и миром прошлого. В этом вообще заключался смысл всякого искусства в Китае — приобщиться к духам предков.
Сам Конфуций призывал: «Вдохновляйся «[Каноном] песнопений», опирайся на ритуал и совершенствуй себя через музыку».
Соприкосновение с загробным миром есть выход сознания за пределы обыденных представлений и рамок бытия, и музыка действует при этом как важнейший стимулятор «раскачки» сознания.
В эпоху Чжоу возникла «ритуальная музыка» — особая категория музыки, воздействующей на сознание человека во время выполнения ритуалов вступления в связь с предками. Высшей целью такой музыки провозглашалось упорядочивание, и этот «гармонизирующий» характер звуков проявлялся прежде всего в том, что они регулировали отношения между людьми и духами, «отправляя» сознание человека в мир предков.
(А.Маслов «Китай»)