ДОЛЬМЕН - культовый объект, символический каменный дом для погребенного. Слово "дольмен" произошло от нижнебретонского (Франция) "taolmen" - каменный стол. Для дольменов разных культур характерны: (1) существенно надземное расположение сооружения, (2) погребения ритуального характера, зачастую неполные, либо множественные, либо кенотафы. Нередко являются частью разных более обширных культовых комплексов. Дольмены обычно относят к так называемым "мегалитам" - древнейшим сооружениям из больших каменных блоков. Время постройки дольменов - от 5-го тысячелетия до н.э. (Португалия) до, практически, наших дней ("до-мандал", народ минаро, Гималаи). Внешний вид колеблется от чрезвычайно примитивных типов (большая необработанная скала на небольших скальных "ножках") до чрезвычайно продуманных и отточенных конструкций (Кавказ).
Территориально конструктивы, которые обычно относят к дольменам есть практически по всей Западной Европе , в Северной Турции, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Индии и Пакистане, на Северо-Западном Кавказе, Восточном Китае, Корее и Японии. Кроме того, иногда дольменами называют сходные сооружения Саян. Необходимо отметить, что сам термин "дольмен" не является абсолютно устоявшимся. Наиболее часто его применяют англоязычные авторы при описании достаточно широкого класса построек совершенно разных культур.
На Кавказе дольменами называют сооружения так называемой дольменной культуры Кавказа. Дольменная культура занимала северо-западную часть гор и предгорных равнин от Анапы до долины Лабы на материковой части Кавказа и со стороны моря - до Кодорской долины в Абхазии. Кавказские дольмены сооружались, в основном, в интервале конца 4-го — начала 2-го тысячелетий до н.э. Их отличает широкий интервал качества (от самых простых до сложнейших) и многовариантность как самих конструкций, так и их конструктивно-ритуального обрамления (порталы, дворики, галереи, притворы, чаши и т.п.). Истоки дольменной культуры пока не определены.
В культурологическом смысле кавказский дольмен есть вечный дом-оболочка "ушедших", наиболее значимых людей племени. Продолжая свое существование в ином виде, они помогали соплеменникам в магическом использовании сил гор, и конкретно, непосредственно той самой горы, на которой стоит дольмен. В то же время, гора являлась для дольменостроителей центральным объектом культового поклонения, возможно, наряду с солнцем.
Очень близкие, часто почти неотличимые, каменные сооружения строили и представители так называемой новосвободненской культурно-исторической общности (Кавказ, Адыгея). От дольменов дольменной культуры их отличают, в основном, громадные курганы, в которых скрыты каменные конструкции, а также очень своеобразный и относительно богатый инвентарь погребений. В настоящее время новосвободненскую КИО принято датировать серединой 4-го тысячелетия до н.э.
На территории России в конструктивном смысле близкими к дольменам сооружениями являются сейды Севера (Карелия и Кольский п-ов). Возможно, ритуальный смысл, близкий к дольменам, имеют некоторые сооружения Алтая и Саян. Дольменами стали называть недавно обнаруженные небольшие сооружения из необработанного гранита на Южном Урале. Без всякой ритуальной окраски, на дольмены "архаичного" типа похожи некоторые объекты Восточной Европы: Конь-Камень в Тульской области, дольменоподобные сооружения в составе комплекса Каменная Могила (Украина) и некоторые другие.
------------------------------------------------------------------
ПОСЕЛЕНИЯ ДОЛЬМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ - (1) единственное отдельное поселение - Дегуакская поляна (р. Белая, Адыгея). (2) Многослойные (многокультурные) поселения - Гуамский грот, Старчики (Адыгея), Воронцовская пещера (Красная поляна).
----------------------------------------------------
МЕГАЛИТ - обычно, доисторические сооружения из больших каменных блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности. К мегалитическим сооружениям относят менгиры и сооружения из менгиров (ряды, кромлехи), дольмены, галереи, храмы Мальты. Существуют практически во всех областях мира.
---------------------------------------------------
КУРГАН — могильный холм над человеческим погребением (слово заимств. из др.-тюрк. яз.). Может относиться к самым различным этносам и культурам. Несет в себе символику-отражение некой центральной Горы, в которую уходили души умерших.
----------------------------------------------------
КУЛЬТ ПРЕДКОВ — форма позднепервобытных верований, основанный на поклонении душам или духам умерших предков (прародителей). Предки считаются хранителями земли и гарантами благосостояния своего рода (семьи, племени), они постоянно присутствуют среди живых и оказывают воздействие на повседневную жизнь конкретно каждого человека и всего социального коллектива. С дифференциацией общества по социальному признаку происходит и дифференциация предков, при этом на первый план выдвигается культ вождей и старейшин. Различают КП семейно-родовой, общеплеменной и общенародный (КП правителей). КП тесно связан с погребальным культом и похоронными обрядами, в нем слились представления о личных и семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти, элементы тотемизма и фетишизма. КП широко распространен у народов тропической Африки, занимает видное место в политеистических религиях др. греков, римлян, индийцев и славян, составляет основу конфуцианства и синтоизма. На базе КП в антич. об-вах возник культ героев, в христианстве и исламе — культ святых. У русских в качестве пережитков КП рассматривают почитание родителей в родит. субботы (перед Масленицей и перед Троицей) и на радуницу (послепасх. неделя), веру в домового — покровителя семьи.
------------------------------------------------------
ПЕТРОГЛИФЫ - высеченные изображения на каменной основе (от греч. petros - камень и glyphe - резьба). Могут иметь самую разную тематику - ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших известных времен (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тесаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах.
-----------------------------------------
ПОРТАЛ — элемент архитектурной конструкции, оформляющий вход, проход куда-либо.
------------------------------------------------------------------
КЕНОТАФ — погребальное сооружение без собственно погребения. Обычно имеет смысл символического погребения (субъект умер далеко отсюда или неизвестно где, или это погребение легендарного (мифического) субъекта).
---------------------------------------------------
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это группа археологических памятников, объединенных одним временем, общей территорией и общими характерными чертами (ремесла и орудия труда, тип хозяйствования, построение поселения, погребальные памятники, оружие, одежда, характерные орнаменты).
-----------------------------------------------------
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - то же, что и "культура", но имеющая по отдельным памятникам существенные расхождения по одному или даже нескольким элементам. Например, имея общий погребальный стиль памятников, имеем существенную разницу только по керамике, или по металлам, или по одежде. Или в других вариантах несоответствий. Позиций, по которым существуют расхождения, не должно быть много, иначе придется говорить о разных культурах. На настоящее время, очень размытое, только входящее в обиход, понятие.
------------------------------------------------------------------
МАЙКОПСКАЯ и НОВОСВОБОДНЕНСКАЯ КИО. Относительная хронология Майкопа и Новосвободной пока не вполне ясна. Большинство исследователей склоняются к тому, что Новосвободная все же сменяет Майкоп. В. А. Трифонов полагает, что поздний Майкоп сосуществует с Новосвободной, а А. Д. Резепкин на основании новых радиоуглеродных дат синхронизирует ранние этапы обеих культур. По калиброванным датам (по Трифонову) обе культуры укладываются в промежуток 3700-3200 лет до н. э., а Майкопский курган ~3500 лет до н. э.
-------------------------------------------------------
РИТУАЛ (обряд) - упорядоченная последовательность действий, которая выражает связь субъекта с социальной средой и окружающим, в том числе, сакральным, пространством. Иногда имеет в своей основе элементы мифов и легенд.
---------------------------------------------------------
КУЛЬТ - система верований. Некая совокупность представлений о себе и окружающем пространстве вместе с сопутствующими мифами, легендами и обрамленная ритуалами.
------------------------------------------------------------
МИФ - рассказ о предполагаемых событиях с героями, в основном, "иного" (... священного, тонкого, ...) мира. Как правило, существует в качестве объяснения соответствующих естественных событий, явлений. Или, иными словами, миф является отражением естественных событий окружающего в мире фантастических образов и персонажей. Часто является основой для проведения различных ритуалов.
---------------------------------------------------------------
ЛЕГЕНДА - рассказ о предполагаемых исторический событиях, как правило, в большой степени вымышленных, но часто с участием реальных исторических фигур. В некоторых случаях может нести черты мифа.
------------------------------------------------------
СИМВОЛ - абстрактное схематическое, упрощенное и обобщенное представление (обозначение) некоего события, действия, понятия, явления.
------------------------------------------------------------------
СИМВОЛИКА - общее название для неразрывной пары символа и его семантики (значения, смысла). Когда говорим в среднем о смыслах, то "символика" принимает оттенок слова "символ", а когда говорим о знаках, символах, то слово "символика" принимает оттенок значения, смысла.
------------------------------------------------------------------
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ: палеолит (ранний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (поздний каменный век, присваивающее хозяйство), энеолит (медь), бронзовый век (медь с оловом или мышьяком), железный век. В разных местах эпохи имеют разные временные границы.
-----------------------------------------------------
КЕРАМИКА - общее обозначение для всей посуды, изготовленной из глины.
----------------------------------------------------------------
МУЗЕЕФИКАЦИЯ — комплекс мероприятий, имеющий целью обеспечить длительную сохранность объекта в условиях возможного воздействия антропогенного фактора (т.е. в условиях возможного большого посещения людей). Включает, в первую очередь, полное изучение (в т.ч. археологические раскопки), а затем, возможное обозначение или оборудование дорожек для прохода, отгораживание опасных участков и т.п. Общий смысл — создание из археологического объекта элемент некоего музея.
--------------------------------
БАРЕЛЬЕФ — выпуклый рельефный элемент, не несущий конструкционного (архитектурного) смысла. Иными словами, просто украшение либо некий культовый элемент.
------------------------------------------------------------------
ОТКРЫТЫЙ ЛИСТ - разрешение на некоторые археологические изыскания, выдаваемое Институтом Археологии РАН.
Отредактировано Ivga (16-10-2012 10:47:20)