А вот размышления об искусстве В.Смирнова:
Художественное творчество и общественное идеальное
2016-06-20
Кстати сказать, о творчестве в связи с общественным идеальным. Подмечена удивительная бесплодность отечественных «творцов культуры» с наступлением эпохи свободы и демократии. В связи с этим люди даже додумались до того, что без цензуры и парткомисси эти творцы не в состоянии творить.
Это, конечно, вздор. Цензура и отсутствие свободы творчества есть дело нехорошее и угнетает это самое творчество. Так что, как раз тут можно сказать, что в СССР творчество цвело не благодаря, а вопреки цензуре и мелочному контролю.
Но вот в чем дело. Если у духовного творчества в советском обществе получилось так расцвести «вопреки», почему же в современном обществе все так глухо? Что такое было в советском обществе, что придало творчеству мощь, которой хватило на это «вопреки»?
Тут надо обратить внимание на суть культурного творчества, на суть искусства.
Художник не в себе находит смыслы, - я их назвал «кубиками», - из которых строит свое произведение. Он их черпает в совокупном, общественном идеальном. Когда он начинает черпать их в себе, отрезанном от этого идеального, получается худший артхауз, т.е. бред сумасшедшего.
Так вот выходит, что творчество прямо зависит от содержания общественного идеального. Конечно, личность творца проявляется в том, как он сложит имеющиеся под рукой кубики, однако он в состоянии строить свое здание исключительно из того, что есть в этом идеальном, в этом облаке смыслов, куда погружён творец. Просто, чем более талантлив, тем более глубоко он может запустить руку в эту копилку общественного культурного богатства, и тем более точно и ладно сложить свое оригинальное творение. А гений может даже добавить что-то новое, что, будучи разделено членами общества, станет новым элементом общественного идеального.
Так что, наблюдая за продуктом творчества, мы можем наблюдать не только способности творца, но и содержание того идеального, откуда творец брал «стройматериалы».
Так вот, по постсоветской «культурке» можно судить о том поле смыслов, которое приняло отечественное общество, отказавшись, отрезав от себя советское идеальное. Насколько оно куцее и убогое – настолько же, насколько современные творения тех же самых деятелей культуры уступают продуктам их творчества в советскую эпоху. Вот вам непредвзятое различие между миром советского социализма и миром современной буржуазной России, перед которым все долгие споры сторонников и противников «реформ» не стоят и ломаного гроша.
Кстати сказать, с предложенной точки зрения можно понять, почему даже фига в кармане, которую еще с 60-х годов носили некоторые наши мастера, не портила их творчество. Да просто потому, что фига была в кармане, а «строили» свои произведения они не из фиги, а из кирпичиков, представляемых совокупным идеальным советского общества.
В этом плане понятны попытки власти, прекрасно понимающей, что без связи с богатой сферой идеального нельзя построить здорового общества, найти контакт с ней " в обход» советской культуры. В 90-е так вообще полагали, что советское можно выкинуть и взять западное – оказалось невозможным. Нет у нас с ним связи, чуждое оно.
Тогда решили обратиться к «России, которую мы потеряли» - получился «Сибирский цирюльник». Я не шучу, это на самом деле лучшее, что удалось сконструировать бесспорно талантливому режиссёру из того строительного мусора материала, что у него был. Несравнимо со всякой белибердой вроде «Адмиралъ-я» и подобного. А лубок? Так ведь весь материал лубочный – «гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные грациозно сбивают белый снег с каблучка». А вы чего хотели? За серьезностью, это в СССР, ибо настоящая, а не лубочная историческая русскость существует в живой (пока… возможно) форме только в советском преломлении.
Когда я говорю об идеальном, об общественном сознании советского общества как о базе для художественного творчества, речь идет вовсе не обязательно о комплементарном, об апологетике советской жизни во всех ее проявлениях. Например михалковские же Утомленные солнцем. Это резко критическая картина, и многим пришлась не по вкусу, но поставленная в ранние годы реформ, она демонстрирует далеко не полный отрыв от советского идеального, она еще существует как часть советского мира идеального, пускай и с резко критической точки зрения. Вообще, богатая сфера общественного идеального достаточно разнообразна, чтобы включать в себя и самокритику, и раздвоенность, и внутренний спор – нет сомнения, что драма 30-х годов XX века оставила решительный след в русской-советской культуре.
А вот Утомленные солнце-2 – обе картины производят впечатление полного бреда, что есть следствие того, что художнику брать строительный материал было неоткуда. От советского массива он окончательно отказался, вот и пришлось шариться по помойкам и тащить, что придется. А в основном что-то выдумывать самому. Но это то же самое, что выдумывать свои слова, и говорить на таком языке – абракадабра получается. Смысл языка, и в том числе, и языка художественного состоит том, что он принадлежит многим, и введение в оборот даже одного нового слова требует немалого таланта и стараний.
В общем, ладно. Я как-то написал, что пока не появятся принципиально новые фильмы, песни, литературные произведения, и не как единичные явления, а как культурная тенденция, ни о каком возрождении России говорить не приходится. Для этого необходимо воссоединиться со своей собственной сферой общественного идеального - с советской, ибо другой нет. Придумать новую невозможно – получится Украина. Даже большевики, у части которых были такие идеи в 20-е, не смогли этого сделать, хотя с точки зрения исторического смыслового ресурса они были куда богаче современных воровато-буржуазных ублюдков. Пришлось осваивать русскую культуру во всем ее богатстве, только что рассматривая ее через призму коммунистического идеала.
Только вот беда. Смыслы советского общественного идеального - это смыслы куда более прогрессивной фазы человеческого развития, и в этом смысле они непримиримо враждебны смыслам, в соответствии с которыми кое-как прозябают сегодня постсоветские общества, и в соответствии с которыми организован господствующий класс. Так что, господствующий класс не допустит воссоединения с ними. И при этом, если воссоединения не будет, общество умрет.
2009-12-28
Задача естественной культуры заключается в том, чтобы опутать, связать и в конечном счете претворить в истинно человеческое то животное, хтоническое начало, которое есть в нас. Животные энергии претворить в культурное, одухотворенное действие.