11.10.2013г. у нас прошел диспут на тему «Непреодолимые препятствия (обстоятельства)».
Предлагается высказаться на эту тему всем, кто считает себя членом клуба «Обертон» и претендует на уважительное отношение к себе.
Прежде, чем привести цитату, необходимые разъяснения.
Человеческую жизнь, в представлении автора, можно условно разделить на две части: нижнюю (низшую, низ) — ту, что связана с инстинктами, физиологическими потребностями, подсознательным, эмоциями и т. п. и верхнюю (высшую, верх) — связанную с творчеством, осознанием, созиданием, здравым смыслом, чувствами и т.п.
Поражением автор называет современное состояние общества (отсутствие развития в масштабах общества во всех сферах — экономической, культурной, образовательной и т.д., массовую устремленность к наживе, ...), обусловленное влиянием враждебных сил, стремящихся уничтожить наше общество путем обращения любыми путями человека к его «низу». Свинья здесь — образ низа.
Цитата из книги С.Кургиняна «Странствие» (СВ №36, гл.12):
«Есть такой особый механизм, позволяющий жить в поражении. В его основе — ссылка на непреодолимое препятствие. Прежде всего — на состояние общества. Состояние общества и впрямь страшнее всего. Люди (осознанно или нет) живут в поражении. Чаще всего, даже не замечая этого. Но если ты не смирился, ты откажешься жить по закону поражения и начнешь жить иначе. Сначала ты один. Потом — другие. Пусть немногие, но те, кто на это откликнется. Отгородиться от этого непреодолимой стеной нельзя. Но обособиться в большей или меньшей степени — можно и должно. Только первый шаг? Да, конечно! Но сделайте его, и вам яснее станет, что такое ваша путеводная нить. Из царства хрюканья — в царство смысла.
Противник хочет, чтобы вы смотрели пошлые сериалы? Создайте клуб высокого кино. Он хочет, чтобы вы ходили в театры, где со сцены звучит мат, заполненные культурой низа и низости? Найдите (или создайте) другие театры. Он хочет, чтобы вы тупели? Выиграйте интеллектуальную конкуренцию. Он хочет, чтобы вы рычали, как зверь? Найдите в себе силы, чтобы выстоять в человечности.
А главное — не называйте роком то, что является сферой вашей ответственности, вашего человеческого решения, вашей социальной и культурной борьбы. Не ссылайтесь на непреодолимое. Ибо только этого от вас и нужно противнику. Как только сослались — нужно или умереть, или захрюкать. И то, и другое поощряется. Преграждается лишь путь к действительно человеческой жизни. Откройте для себя свой путь наверх, свое Восхождение к смыслу. И на этой основе ищите единомышленников. «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Спаси — значит, начни свое Восхождение, а не забейся в свою нору.
Непреодолимые обстоятельства — миф и убежище пораженца. Это тенденция делать среду ответственной за то, за что ответственен только ты. Это превращение вызовов (в том числе, и вызовов среды) в фатумы. Крайняя форма проекции — паранойя. Тебя преследуют, тебя жалят, тебе ставят подножки. Подожди, приятель! Перестань жаловаться на других! Приглядись к самому себе! И сделай что-нибудь, чтобы преодолеть то, что тебе кажется неумолимым и заданным силами Рока. Общественного, к примеру. А сам-то ты не часть общества?
В неврозах фатума огромное место занимает свинья. Ты хочешь работать — она тебе мешает, заставляет лениться, буквально придавливает к дивану. И говорит тебе: «Спи, ленись!» Ты хотел бы заняться спортом. А свинья нависает над тобой и требует: «Хрюкай, сволочь! Обжирайся! Я так хочу».
Постепенно невротик начинает бояться своей свиньи. А потом смиряется с нею и... превращается в нее. Иногда буквально. Сначала пухнет живот. Потом происходит изменение пластики, мимики. Даже поведенческих алгоритмов. «Невроз свиньи» (вполне корректный психопатологический термин) становится массовой психопатией именно в условиях поражения. Триумф пораженчества — это глубокая трансформация всей системы мысли, чувства и действия. Свинское становится массовым. Это не оскорбление, а скорбная констатация. И одновременно — призыв к борьбе».
...
Басня И.Крылова «Свинья под дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом порывать у дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, - говорит Свинья -
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! - промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Участникам дискуссии было предложено высказать подкрепленное примерами согласие/несогласие с фразой «Непреодолимые обстоятельства — миф и убежище пораженца».